Ростов Великий

Богоявленский Авраамиев монастырь
Меню сайта

Погода
GISMETEO: Ростов Великий - погода

Поиск

Реклама от Google

Друзья сайта

Реклама


Счетчики




Облако Тегов
звоны Ростова Великого колокольные звоны ростовские звоны церковь Воскресения Золотое кольцо Ростовский кремль Ростов Великий Ростов Ярославский озеро Неро деревянная церковь река ишня река устье Сергиевская церковь Борисоглебский монастырь звонница храм Иоанна Предтечи фабрика Аронап варницкий монастырь Свято-Троицкий Варницкий монастырь Сергий Радонежский троице-сергиев варницкий монастырь церковь Иоанна Богослова успенский собор гостиный двор церковь Спаса на Торгу
Главная » Памятники архитектуры Ростова Великого » Богоявленский Авраамиев монастырь

В восточной части города сохранилась часть сооружений одного из самых древних монастырей северо-восточной Руси – Авраамиевского, основанного более восьми веков назад (XI в.). По преданию, он был построен на месте капища идола Велеса. Монастырь сначала был построен для борьбы с идолопоклонством и выстроен для обороны города, затем он превратился в центр распространения христианства и оплот монашеского образа жизни.

С незапамятных времён в монастыре хранился жезл, данный, по преданию, учеником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, рассчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань – столицу ханства. После продолжительной осады, упорных боёв Казань пала. В те времена в честь важнейших событий в политической жизни государства строили церкви. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению Ивана IV после взятия Казани, стал храм Василия Блаженного на Красной площади. Но мало кому известно, что в Ростове тогда же появился его "младший брат" – Богоявленский собор, построенный также по велению Грозного в 1553-1554 годах на средства государевой казны в Авраамиевском монастыре. Это была царская благодарность обители за её "Чудесный" жезл, способствовавший покорению "неверных".

Хотя прямых доказательств нет, но учёные на основании исследований и сравнений предполагают, что Богоявленский собор строил Андрей Малой. Храм поставлен в середине монастырского двора и призван играть роль главного храма – собора. Это определило его конструкцию. Квадратный в плане, массивный, четырёхстолпный, с тремя апсидами, он стоит на подклете, а завершается мощным пятиглавием. К его трём углам примыкают два придела и шатровая колокольня – тоже стоящие на подклетах. Они соединены с собором переходами, галереей, общим крыльцом и представляют собой единую группу, лишённую симметрии, но живописную и оригинальную.

Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции и долго не мог вести сколь-нибудь значительного строительства. Лишь в середине XVII века, когда архимандритом (настоятелем) монастыря был назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее (в конце века) над западными воротами надвратную Никольскую церковь. Под церковью Введения похоронен отец Ионы Сысоевича, сам же он похоронен в Успенском соборе.

Введенский храм одно время был соединён с Богоявленским крытой галереей, которую впоследствии разобрали. Введенская и особенно Никольская церкви подвергались различным переделкам, за последнее время значительно разрушились. Поэтому сейчас трудно судить об их архитектурных и художественных особенностях.

Утратив ряд сооружений, особенно стены, Авраамиевский монастырь потерял прежний облик монастыря-крепости. В 90-е годы Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви и приписан к Патриархии. Ныне является действующим.





© г. Ростов Великий. Виртуальный путеводитель. 2009-2010 г. | Создать бесплатный сайт с uCoz