С древних времен органичной частью жизни ростовцев (как во многих других древнерусских городах) являлись различного рода массовые театрализованные действа как светского, так и религиозного характера: масленичные гулянья, ярмарочные увеселения, церковные процессии. Театр же в Ростове изначально был развлечением более камерным, изысканным, рассчитанным на просвещенного участника и зрителя, нежели всевозможные массовые зрелища – религиозные процессии, ярмарочные и прочие гулянья. Традиционно театром именуется практиковавшееся святителем Димитрием Ростовским исполнение написанных им и его учениками «декламаций», «диалогов», посвящавшихся тому или иному событию церковного календаря. В Архиерейской школе, созданной святителем Димитрием около 1702 г. под руководством митрополита было поставлено несколько пьес и декламаций. Школа Димитрия Ростовского довольно скоро перестала существовать, прекратил свое существование и школьный театр. Однако уже в конце XIX в. мной отмечена интересная попытка возродить на базе Ростовского духовного училища, притом – в стенах Ростовского музея церковных древностей некоторые традиции школьного тетра святителя Димитрия. Архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан, в 1890 г. посетив Ростовский музей, «нашел полезным установить в нем постоянное по воскресным дням, когда музей преимущественно посещается народом, пение учениками духовного училища кантат святителя Ростовского Димитрия и воспроизведение ими на камертонах о. Израилева Ростовских звонов…». Настоящий же театр в Ростове (пусть вначале и существовавший на непрофессиональной основе) появился после создания в городе Общества любителей искусств. Устав этого Общества был утвержден 2 декабря 1895 г., а свои действия оно открыло с 21 января 1896 г. Деятельность его тогда характеризовалась следующими параметрами: «…в составе общества в первом сезоне числилось почетных членов – 2, действительных – 53, членов посетителей – 23», Как было заявлено, «…деятельность «Общества» распространяется по трем отделам: музыкальному, драматическому и художественному…». Общество благополучно действовало, как очевидно, до Октябрьской революции. Труппу драматического отделения составляли, вероятно, ростовцы – определиться в этом отношении со всей точностью мешает то, что актеры пользовались псевдонимами. Ростовские артисты ставили спектакли по пьесам Островского, Чехова, водевили. Представление о том, что это были за постановки, дают следующие тексты программок: 1. Вступительное слово Н.С. Приклонского.
2. Кантата памяти Н. В. Гоголя… Исп. хор любителей совместно с оркестром 3-й Гренадерской Артиллерийской бригады под управлением Я. П. Флаксерман.
3. Живая картина. Тарас Бульба перед убитым сыном Андрием.
4. Тяжба (набросок) соч. Н. В. Гоголя.
5. Пятый акт «Ревизора»…
6. «Апофеоз»…».
2. Загадки. Постановка А. И. Звонилкина.
Весь чистый сбор на подарки русским воинам».
После февральской революции очевидной стала необходимость устройства Народного дома – для проведения там собраний. Созданный после августа 1917 г. Народный дом и стал предтечей Ростовского Городского драматического театра. Гортеатр унаследовал отведенное для Нардома помещение. Есть основания предполагать, что между драматическим отделом Общества любителей искусств, труппой Народного дома и Городским драматическим театром существовала преемственность. |
Л. Мельник. «Ростовская старина», №79 26 марта 1998 |
Главная » История в деталях » Начало ростовского театра