Ростов Великий

Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь
Меню сайта

Погода
GISMETEO: Ростов Великий - погода

Поиск

Реклама от Google

Друзья сайта

Реклама


Счетчики




Облако Тегов
звоны Ростова Великого колокольные звоны ростовские звоны церковь Воскресения Золотое кольцо Ростовский кремль Ростов Великий Ростов Ярославский озеро Неро деревянная церковь река ишня река устье Сергиевская церковь Борисоглебский монастырь звонница храм Иоанна Предтечи фабрика Аронап варницкий монастырь Свято-Троицкий Варницкий монастырь Сергий Радонежский троице-сергиев варницкий монастырь церковь Иоанна Богослова успенский собор гостиный двор церковь Спаса на Торгу
Главная » Памятники архитектуры Ростова Великого » Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь

Монастырь сосредоточил в себе наибольшее количество святынь из всех обителей Ростова Великого.

Самый древний храм обители освящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы (престольный праздник 22 декабря). Таким образом, самыми первыми покровителями монастыря стали родители Пресвятой Богородицы – святые и праведные Иоаким и Анна. Они являются покровителями супружества и чадородия. Им молятся о помощи при всевозможных семейных трудностях, а также о даровании детей.

Два других небесных покровителя монастыря – святители Иаков (память 10 декабря) и Дмитрий (память 4 октября и 10 ноября) Ростовские при жизни были известны своим милостивым отношением к людям. Им принято молиться о даровании помощи в тяжелых жизненных обстоятельствах. При этом свт. Дмитрий также является святым покровителем учащих и учащихся, поэтому ему молятся о даровании разумения и помощи в учебе.

В монастыре у мощей свт. Дмитрия находится его келейная икона – Ватопедский образ Богородицы. Ее другое название «Отрада, или Утешение» (память 3 февраля). Как благословление на подвиг написания Житий святых была дана она Святителю. Эта икона является свидетельницей его пастырских и молитвенных трудов. Перед ней свт. Дмитрий был найден почившим в молитве на коленях. Почитание иконы началось сразу после кончины свт. Дмитрия. И сейчас братия монастыря свидетельствует случаи помощи Пресвятой богородицы после молитв у этой чудотворной иконы. Молятся перед этой иконой в различных нуждах, и каждый по вере своей получает помощь и исцеление.

В монастыре также почивают мощи первого ростовского святого – преподобного Авраамия, которому молятся об отгнании от человека злых духов и помощи на пути к вере.

История монастыря.

История Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря насчитывает более шести столетий. Его основателем является святитель Иаков, современник преподобного Сергия Радонежского. Будучи известным подвижником своего времени, свт. Иаков по воле местных князей был в 1386 году поставлен на Ростовскую кафедру. Недолго ему пришлось управлять епархией. В 1389 году он имел смелость заступиться за женщину, осужденную светской властью на смерть. Князь и жители, недовольные таким поступком, изгнали Святителя из города. Тогда он вышел к озеру, встал на епископскую мантию и поплыл на ней как на плоту. На отдаленной окраине Ростова мантия сама пристала к берегу. Это место и избрал свт. Иаков для своих подвигов. Он построил небольшой деревянный храм в честь Зачатия праведной Анной, почему и монастырь изначально назывался Зачатьевским. Причисленный к лику святых на церковном соборе 1569 года, свт. Иаков является одним из наиболее почитаемых ростовских святых.

Место, избранное свт. Иаковом для своей обители, было задолго до того прославлено молитвенным подвигом другого святителя – епископа Леонтия. Правивший Ростовской епархией в XI веке, он также был изгнан местным население из города и на западной окраине Ростова построил церковь Архангела Михаила. Здесь он учил детей, здесь им были положены основания для утверждения христианской веры и найден путь, которым святитель привел ко Христу многих ростовцев.

Яковлевский Зачатьевский монастырь долгое время не относился к числу известных и состоятельных обителей. Наоборот, он едва сводил концы с концами. В середине 50-х годов XVII века при митрополите Ростовском Ионе Сысоевиче становится приписным Архиерейскому дому. Тем самым митрополит Иона спас его от исчезновения. На месте старого деревянного он построил в 1686 – 1687 годах каменный Зачатьевский собор, который в это же время был и расписан.

Подлинный расцвет Яковлевской обители связан с именем святителя Дмитрия, управлявшего Ростовской митрополией с 1702 по 1709 год. Он был знаменитым проповедником и писателем своего времени. Обители его родной Украины соревновались, кто первым пригласит его для управления монастырем и проповеди Слова Божьего. Говорил Святитель живым, доступным языком и так увлекательно, что послушать его стекались толпы людей. Говорил он в основном на нравственные темы. И если проповеди современников свт. Дмитрия интересны только узкому кругу исследователей, то многие его собственные проповеди звучат и сегодня актуально и трогают сердца людей, заставляя задуматься над своей жизнью.

Главным подвигом Святителя Дмитрия считается составление Миней Четьих, или Житий святых – свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительского и исторического характера, расположенных по дням празднования в соответствии с кругом годового богослужения. Над этой фундаментальной энциклопедией христианской святости, состоящей из 12 книг, свт. Дмитрий трудился на продолжении 25 лет. О благословении Божьем, почивающем на этом труде, свидетельствует тот факт, что святые сами являлись свт. Дмитрию и поправляли его.

Жизнь свт. Дмитрия Ростовского, принявшего монашеский постриг в 16 лет, являет собой ярчайший пример всецелого посвящения себя служению Богу и ближним. В личной жизни это был настоящий монах-подвижник, не имевший ни чего, кроме самого необходимого, и много времени уделявший главному монашескому деланию – молитве. Единственным сокровищем Святителя были книги. Из того, что ему жертвовали, он часть тратил на переписывание книг, а все остальное отдавал нуждающимся. Своим милостивым отношением к людям свт. Дмитрий снискал особую любовь у современников.

Вскоре по прибытии в Ростов, свт. Дмитрий словом и делом занялся просвещением населения и духовенства. По собственному почину он открыл училище – единственное на тот момент после Московской славяно-греко-латинской академии. Он продолжает писать и после каждой службы говорит поучения.

Еще при жизни свт. Дмитрий избрал местом своего погребения Яковлевский монастырь, очевидно, чувствуя духовное родство с погребенным здесь свт. Иаковом – милостивым заступником обидимых. Дарующие исцеление чудотворные мощи св. Дмитрия стали главной монастырской святыней. Со времени его канонизации в 1757 году этот монастырь стал знаменитейшим и знатнейшим в Ярославо-Ростовской епархии.

На разных этапах существования Спасо-Яковлевского монастыря менялся его статус: с середины XVII века он был приписан к Ростовскому архиерейскому дому, во второй половине XVIII века – поступил в ведомство Святейшего Синода, с последней четверти XIX века – служил резиденцией ярославских викарных епископов. Этот монастырь всегда имел и в наши дни продолжает сохранять особое качество, выделяющее его среди великого множества русских монастырей, – это святительская обитель.

Два ростовских владыки – святители Иаков и Дмитрий – духовные столпы и небесные покровители Яковлевского монастыря. Сам факт существования и наиболее важные повороты истории обители были определены их прижизненной волей и посмертным почитанием.

С начала XVIII века и поныне в монастыре храниться келейная икона свт. Дмитрия – Ватопедская чудотворная икона Богоматери.

Древнейшие сооружения монастыря – храм Зачатия праведной Анны хранит великолепные настенные росписи XVII века. Огромный и величественный Дмитриевский собор, возведенный на средства графа Н.П. Шереметьева в 1795 – 1801 годах, являет собой лучший образец провинциального классицизма. Церковь свт. Иакова Ростовского построена в 1836 году на пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской, в настоящее время является главным действующим храмом возрожденной обители.

Спасо-Яковлевский Дмитриев Монастырь был крупным духовным центром России, его неоднократно посещали члены царствующей фамилии и представители высшей церковной иерархии. В XIX – начале XX столетий на поклонение у мощей свт. Дмитрия Ростовского побывали все русские императоры и многие великие князья и княгини. Особо хочется отметить посещение свт. Филарета (Дроздова), св. Иоанна Кронштадского, св. прпмц. великой княгини Елизаветы Федоровны.

Одной из главных вех истории Спасо-Яковлевского монастыря стало празднование 200-летия преставления свт. Дмитрия 27 – 28 октября 1909 года. Оно явилось событием общероссийского значения и вместе с Ростовом отмечалось всей страной. Главные торжества развернулись в монастыре, хранящем святые мощи свт. Дмитрия. «Дмитриевы дни» собрали здесь цвет российского духовенства, представителей столичной знати, местного дворянства и купечества. Не менее важно, что в Ростов тогда прибыли сотни и сотни простых людей, хранивших в сердце к великому угоднику Божию.

В 1991 году Спасо-Яковлевский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова Великого. В настоящее время священноархимандритом монастыря является Высокопреосвещеннейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский. Наместником – игумен Серафим. В настоящее время монастырь действующий – мужской.

Текст: А. Виденеевой и М. Рубцовой.





© г. Ростов Великий. Виртуальный путеводитель. 2009-2010 г. | Создать бесплатный сайт с uCoz